Сайт посвящённый творчеству Туве Янссон.
   Биография -  Критика -  Книги -  Графика -  Ссылки -  Гостевая -  Форум
   index ® критика ® Макс Казанцев-Сибиряк

Муми-тролль и Туве Янссон..

(опыт литературной критики)

Макс Казанцев-Сибиряк


Писать для детей нужно как для взрослых,
только лучше.
Один умный человек.


Предисловие
Непосредственным поводом к написанию этого текста послужил показ на канале Муз-ТВ фильма "Муми-тролль и комета", замечательной старой отечественной кукольно-мультипликационной экранизации повести-сказки Туве Янссон "Комета прилетает". Любопытнейший пример бережного отношения к духу произведения при существенных отступлениях от его буквы - показательно, к примеру, появление в пещере Тофслы и Вифслы. Однако, как мне представляется, авторы фильма не преодолели до конца "детского", наивно-развлекательного стереотипа передачи истории; или, возможно, стереотипа этого не преодолели некие вышестоящие товарищи. Во всяком случае, финал фильма существенно диссонирует с тем, что связано для нас с именем Туве Янссон; с этим, полагаю, согласится любой, знакомый хотя бы с несколькими её произведениями.


Туве Марика Янссон (Tove M. Jansson, 09.VIII.1914 - 27.VI.2001), замечательный иллюстратор по профессии и гениальный писатель по призванию, первую свою сказку ("Маленькие тролли и большое наводнение") написала в два приёма, в 1939-ом и 1945-ом, когда появилась возможность издания. По сравнению с последующими её работами, история эта представляется менее удачной; тем радостнее, что она имела продолжения. В 46-ом выходит "Комета...", а в 48-ом - "Шляпа Волшебника". Именно с этого произведения начинается мировая популярность цикла сказок о муми-троллях. С самого начала Янссон писала "для себя" и лично иллюстрировала свои произведения, никогда не изменяя этим принципам. Жизненный рост писательницы соответствовал росту творческого уровня; в то же самое время, если можно так выразиться, в Муми-дален подрастал и Муми-тролль. Именно этот персонаж в его становлении проходит через весь цикл, и я склонен видеть в нём если не альтер-эго автора, то символ её творческого метода. И как произведения цикла интерпретируются с точки зрения этого метода, так и мир цикла может быть проинтерпретирован с позиций восприятия Муми-тролля.
Для малыша Муми из первой сказки "Маленькие тролли и большое наводнение" (Småtrollen Och Den Stora Översvämningen, 1939-1945) мир полон странных событий, удивительных приключений, интересных встреч; это мир, который ещё только предстоит познать. Причудливо интерпретированный, мир маленького ребёнка переплетается с его фантазиями и надеждами; потому, возможно, относительно мало реалий первой сказки перешли в дальнейший цикл - быть может, многих событий и персонажей никогда и не существовало иначе, как только для малыша Муми-тролля?.. Странствия заканчиваются обретением дома; обогащённый их опытом, Муми-тролль вступает в пору "золотого детства". Этот период составляет основное содержание цикла, в него входят повести-сказки "Комета прилетает" (Kometen Kommer, 1946), "Шляпа Волшебника" (Trollkarlens Hatt, 1948), "Мемуары папы Муми-тролля" (Muminpappans Memoarer, 1950) и "Опасное лето" (Farlig Midsommar, 1954). Приключеная и открытия, друзья и игры; классический мир муми-троллей во всём его завораживающем очаровании.
Внутренняя логика роста приводит к появлению нового качества в великолепнейшей повести "Волшебная зима" (Trollvinter, 1957). Здесь Муми-тролль с самого начала сталкивается с всегда как бы находившимся рядом, но прежде незнакомым, враждебным миром, подчиняющимся иным, нелетним, холодным законам. Для него вновь наступает пора встречи с загадочным, необъяснимым на основе прежнего опыта, встречи с качественно новыми, непонятными персонажами и реалиями. Преодоление себя и примирение с реальностью - неизбежная плата за новый опыт и внутренний рост героя. В отличие от финалов "классической четвёрки", финал "Волшебной зимы" не возвращает мир цикла "на круги своя" обещаниями новых захватывающих сказочных приключений. Муми-тролль встал на порог взросления; пережив зиму, он и сам отчётливо ощущает всю её значимость для своего внутреннего мира; он садится на ступеньку купальной и, закрыв глаза, пытается вспомнить, "как это было, когда море, покрытое льдом, сливалось с тёмным небом".
Я небезосновательно настаиваю на параллелизме судеб Муми-тролля и его создательницы. Как и для её героя, для Туве Янссон наступает пора качественного творческого роста, пора переоценки пройденного и открытия в себе новых граней. На рубеже 50-ых и 60-ых Туве Янссон раскрывается как блестящий новеллист. Формально, первый сборник её новелл, "Умеющая слушать", вышел 1971-ом, но в 69-ом появилась её автобиографическая повесть "Дочь скульптора", по структуре также являвшаяся сборником новелл. Янссон обратилась к короткой форме, чтобы прояснить для себя свой жизненный путь; но прежде, в 1962-ом, она выпускает сборник сказочных новелл "Дитя-невидимка" (Der Osynliga Barnet Och Andra Berättelser), где, как бы добавляя штрихи к уже написанному миру, вероятно, пытается прояснить для себя путь творческий, мир муми-троллей.
Наверняка уже тогда у Туве Янссон появились сомнения, стоит ли продолжать сказочный цикл. Покуда они разрешаются в пользу "быть", и Янссон пишет повесть "Папа и море" (Pappan Och Havet, 1965). Новый Муми-тролль требует нового подхода, и повесть заметно отличается от предшествовавших произведений: в более реалистичное повествовательное полотно прорываются странные чудеса, вносящие элемент символизма. По волнам скачут Морские лошадки, Муми-мама гуляет по собственной картине, а в саду Муми-папы появляется как будто всегда там находившийся волшебный стеклянный шар. Когда Муми-папа на ежевечерней прогулке смотрит в шар, он видит там своё семейство - вблизи и с высоты. Описанный в начале повести, красивый и сияющий шар как бы заключает в себе Долину муми-троллей. Папа смотрит в шар, а затем возвращается домой, после чего и начинается собственно действие повести. Символическое значение волшебного шара абсолютно прозрачно, Янссон почти прямым текстом говорит читателю, что уходит от прежнего мира муми-троллей в пользу жизненной правды. Ведь недаром она как никогда прежде пристально обращается к островам в море, полагаясь на собственный богатый опыт хождений по Балтике.
Переживший Волшебную зиму Муми-тролль вновь стоит один против мира - хотя на сей раз, казалось бы, он в окружении семьи. Но давно знакомые родичи для него теперь - такая же Терра Инкогнита, как и остров с маяком, как и весь мир и персонажи, его населяющие. Всё подвергается переоценке, всё проверяется заново; и даже персонифицированное зло, Морра, великая и ужасная, оказывается на поверку такой же жертвой жизненного порядка, как и многие другие.
Взросление Муми-тролля - состоявшийся факт, в нём остаётся слишком мало от Муми-тролля "Кометы..." и "Шляпы...". На этом закономерно было бы с ним и распрощаться. Туве Янссон, однако, находит оригинальный "обходной манёвр" и пишет повесть "В конце ноября" (Sent I November, 1970), истинное завершение цикла. На страницах повести не появляется ни одного муми-тролля, они только ожидаются. В повести нет также ни одного комического или гротескного персонажа, по-человечески обычные характеры вершат сие меланхолическое действо. Даже Снусмумрик здесь - воплощение свободного художника, но никак не ниспровергатель парковых табличек. Гости дома занимаются простыми делами, ссорятся и мирятся, высказываются и выслушивают, находят пути друг к другу, или - не находят. Даже в отсутствие героя цикла - а вернее: благодаря ему, параллельно ему - в повести символически сходятся и разрешают противостояние две главные темы внутреннего мира Муми-тролля. Сначала гости, занятые своими взаимоотношениями, ожидают прибытия хозяев дома; в развёрнутом ракурсе мы видим пункт назначения, куда устремлён вступивший во взрослую жизнь Муми-тролль. Жизнь как она есть - точка завершения его взросления. Затем по ходу действия происходит любопытнейшая вещь: приходя к разрешению трений и внутренней прояснённости, гости потихоньку расходятся до встречи с семейством муми-троллей. Словно самой природой вещей их приближение развеивает всё мелочное и серое. Муми-тролли здесь - единая семья, носители традиционных ценностей и идеалов домашнего очага. Они возвращаются домой, и единственное существо, встречающее их - обретший внутреннее освобождение хомса.
Хомса Тофт - единственный герой всего цикла, обладающий самым настоящим именем, что автоматически ставит его в привилегированное положение. Он - центральная фигура "Конца ноября" в том же смысле, в каком Муми-тролль - центральная фигура всего цикла. В то же время, сохраняя единство "...Ноября" с предшествовавшими повестями, хомса Тофт - своего рода отражение Муми-тролля, комментарий к нему, как компания гостей - комментарий к муми-семейству. Подобного рода единство носит системный характер; персонажи дополняют друг друга своими особенностями. Так, хотя в отличие от Муми-тролля Тофт интровертен, его история развивается по подобию истории Муми-тролля. Хомса - де-факто самый младший из гостей дома, хотя де-юре это неизвестно; как крошка Мю на острове, Снусмумрик может быть младше Тофта - но предполагаемый возраст неважен, значение имеет то, что изначально хомса, как и Муми-тролль, поставлен на пороге взросления. Внутренние подвижки его сознания соответствуют внешним Муми-тролля в предшествовавшей повести, и решение сюжета "...Ноября" дополняет таковое "Папы и моря". Реформа внешнего мира Муми-тролля комментируется реформой внутреннего у хомсы. Во внешнем мире интроверт Тофт встречает семейство муми-троллей, кардинально изменив к ним отношение. То же самое делает и экстраверт Муми-тролль - в мире внутреннем.
Цикл смыкается в нерасторжимом логическом единстве. Янссон, понимавшая это лучше кого-либо другого, более никогда не вернулась к его героям. Она перешла к "взрослой" прозе, выпустив, как я уже отметил, в следующем 1971-ом году сборник новелл "Умеющая слушать", а затем и ряд других замечательных сборников.
Cказки Янссон - феномен отечественной культуры никак не меньший, чем, скажем, сказки Ганса Христиана Андерсона, или рассказы Рэя Брэдбери. В последнее время наблюдается всплеск интереса к её творчеству. Издательство "Азбука" выпустило замечательный сборник "Всё о муми-троллях", щедро украшенный авторскими иллюстрациями и, увы, несвободный от изъянов корректуры; издательство же "Амфора" издаёт в своих сериях "взрослые" произведения писательницы, подавляющее большинство которых, если не все, издаются на русском языке впервые. Есть надежда, что у нас со временем появится ПСС Янссон, включая и "книжки в картинках" - дань её таланту иллюстратора. Как "сказочную", так и "реалистическую" прозу Туве Янссон невозможно не рекомендовать любому читателю в любом возрасте.

сентябрь 2003, г. Нижневартовск

© Макс Казанцев-Сибиряк.
Оригинал на сайте http://max-ks.nm.ru/MaKS-mumi.htm

Ý наверх Ý

Ä Ä Ä