Муми-тролль и Туве Янссон..
(опыт литературной критики)
Макс Казанцев-Сибиряк
|
Писать для детей нужно как для взрослых,
только лучше.
Один умный человек.
|
Предисловие
Непосредственным поводом к написанию этого текста послужил показ на
канале Муз-ТВ фильма "Муми-тролль и комета", замечательной старой
отечественной кукольно-мультипликационной экранизации повести-сказки
Туве Янссон "Комета прилетает". Любопытнейший пример бережного
отношения к духу произведения при существенных отступлениях от его
буквы - показательно, к примеру, появление в пещере Тофслы и Вифслы.
Однако, как мне представляется, авторы фильма не преодолели до конца
"детского", наивно-развлекательного стереотипа передачи истории; или,
возможно, стереотипа этого не преодолели некие вышестоящие товарищи. Во
всяком случае, финал фильма существенно диссонирует с тем, что связано
для нас с именем Туве Янссон; с этим, полагаю, согласится любой,
знакомый хотя бы с несколькими её произведениями.
Туве Марика Янссон (Tove M. Jansson, 09.VIII.1914 -
27.VI.2001), замечательный иллюстратор по профессии и гениальный
писатель по призванию, первую свою сказку ("Маленькие тролли и большое
наводнение") написала в два приёма, в 1939-ом и 1945-ом, когда
появилась возможность издания. По сравнению с последующими её работами,
история эта представляется менее удачной; тем радостнее, что она имела
продолжения. В 46-ом выходит "Комета...", а в 48-ом - "Шляпа
Волшебника". Именно с этого произведения начинается мировая
популярность цикла сказок о муми-троллях. С самого начала Янссон писала
"для себя" и лично иллюстрировала свои произведения, никогда не изменяя
этим принципам. Жизненный рост писательницы соответствовал росту
творческого уровня; в то же самое время, если можно так выразиться, в
Муми-дален подрастал и Муми-тролль. Именно этот персонаж в его
становлении проходит через весь цикл, и я склонен видеть в нём если не
альтер-эго автора, то символ её творческого метода. И как произведения
цикла интерпретируются с точки зрения этого метода, так и мир цикла может быть проинтерпретирован с позиций восприятия Муми-тролля.
Для малыша Муми из первой сказки "Маленькие тролли и большое
наводнение" (Småtrollen Och Den Stora Översvämningen, 1939-1945) мир
полон странных событий, удивительных приключений, интересных встреч;
это мир, который ещё только предстоит познать. Причудливо
интерпретированный, мир маленького ребёнка переплетается с его
фантазиями и надеждами; потому, возможно, относительно мало реалий
первой сказки перешли в дальнейший цикл - быть может, многих событий и
персонажей никогда и не существовало иначе, как только для малыша
Муми-тролля?.. Странствия заканчиваются обретением дома; обогащённый их
опытом, Муми-тролль вступает в пору "золотого детства". Этот период
составляет основное содержание цикла, в него входят повести-сказки
"Комета прилетает" (Kometen Kommer, 1946), "Шляпа Волшебника"
(Trollkarlens Hatt, 1948), "Мемуары папы Муми-тролля" (Muminpappans
Memoarer, 1950) и "Опасное лето" (Farlig Midsommar, 1954). Приключеная
и открытия, друзья и игры; классический мир муми-троллей во всём его
завораживающем очаровании.
Внутренняя логика роста приводит к появлению
нового качества в великолепнейшей повести "Волшебная зима"
(Trollvinter, 1957). Здесь Муми-тролль с самого начала сталкивается с
всегда как бы находившимся рядом, но прежде незнакомым, враждебным
миром, подчиняющимся иным, нелетним, холодным законам. Для него вновь
наступает пора встречи с загадочным, необъяснимым на основе прежнего
опыта, встречи с качественно новыми, непонятными персонажами и
реалиями. Преодоление себя и примирение с реальностью - неизбежная
плата за новый опыт и внутренний рост героя. В отличие от финалов
"классической четвёрки", финал "Волшебной зимы" не возвращает мир цикла
"на круги своя" обещаниями новых захватывающих сказочных приключений.
Муми-тролль встал на порог взросления; пережив зиму, он и сам отчётливо
ощущает всю её значимость для своего внутреннего мира; он садится на
ступеньку купальной и, закрыв глаза, пытается вспомнить, "как это было, когда море, покрытое льдом, сливалось с тёмным небом".
Я небезосновательно настаиваю на параллелизме судеб Муми-тролля и его
создательницы. Как и для её героя, для Туве Янссон наступает пора
качественного творческого роста, пора переоценки пройденного и открытия
в себе новых граней. На рубеже 50-ых и 60-ых Туве Янссон раскрывается
как блестящий новеллист. Формально, первый сборник её новелл, "Умеющая
слушать", вышел 1971-ом, но в 69-ом появилась её автобиографическая
повесть "Дочь скульптора", по структуре также являвшаяся сборником
новелл. Янссон обратилась к короткой форме, чтобы прояснить для себя
свой жизненный путь; но прежде, в 1962-ом, она выпускает сборник
сказочных новелл "Дитя-невидимка" (Der Osynliga Barnet Och Andra
Berättelser), где, как бы добавляя штрихи к уже написанному миру,
вероятно, пытается прояснить для себя путь творческий, мир
муми-троллей.
Наверняка уже тогда у Туве Янссон появились
сомнения, стоит ли продолжать сказочный цикл. Покуда они разрешаются в
пользу "быть", и Янссон пишет повесть "Папа и море" (Pappan Och Havet,
1965). Новый Муми-тролль требует нового подхода, и повесть заметно
отличается от предшествовавших произведений: в более реалистичное
повествовательное полотно прорываются странные чудеса, вносящие элемент
символизма. По волнам скачут Морские лошадки, Муми-мама гуляет по
собственной картине, а в саду Муми-папы появляется как будто всегда там
находившийся волшебный стеклянный шар. Когда Муми-папа на ежевечерней
прогулке смотрит в шар, он видит там своё семейство - вблизи и с
высоты. Описанный в начале повести, красивый и сияющий шар как бы
заключает в себе Долину муми-троллей. Папа смотрит в шар, а затем
возвращается домой, после чего и начинается собственно действие
повести. Символическое значение волшебного шара абсолютно прозрачно,
Янссон почти прямым текстом говорит читателю, что уходит от прежнего
мира муми-троллей в пользу жизненной правды. Ведь недаром она как
никогда прежде пристально обращается к островам в море, полагаясь на
собственный богатый опыт хождений по Балтике.
Переживший Волшебную зиму Муми-тролль вновь
стоит один против мира - хотя на сей раз, казалось бы, он в окружении
семьи. Но давно знакомые родичи для него теперь - такая же Терра
Инкогнита, как и остров с маяком, как и весь мир и персонажи, его
населяющие. Всё подвергается переоценке, всё проверяется заново; и даже
персонифицированное зло, Морра, великая и ужасная, оказывается на
поверку такой же жертвой жизненного порядка, как и многие другие.
Взросление Муми-тролля - состоявшийся факт, в
нём остаётся слишком мало от Муми-тролля "Кометы..." и "Шляпы...". На
этом закономерно было бы с ним и распрощаться. Туве Янссон, однако,
находит оригинальный "обходной манёвр" и пишет повесть "В конце ноября"
(Sent I November, 1970), истинное завершение цикла. На страницах
повести не появляется ни одного муми-тролля, они только ожидаются.
В повести нет также ни одного комического или гротескного персонажа,
по-человечески обычные характеры вершат сие меланхолическое действо.
Даже Снусмумрик здесь - воплощение свободного художника, но никак не
ниспровергатель парковых табличек. Гости дома занимаются простыми
делами, ссорятся и мирятся, высказываются и выслушивают, находят пути
друг к другу, или - не находят. Даже в отсутствие героя цикла - а
вернее: благодаря ему, параллельно ему - в повести символически
сходятся и разрешают противостояние две главные темы внутреннего мира
Муми-тролля. Сначала гости, занятые своими взаимоотношениями, ожидают
прибытия хозяев дома; в развёрнутом ракурсе мы видим пункт назначения,
куда устремлён вступивший во взрослую жизнь Муми-тролль. Жизнь как она
есть - точка завершения его взросления. Затем по ходу действия
происходит любопытнейшая вещь: приходя к разрешению трений и внутренней
прояснённости, гости потихоньку расходятся до встречи с семейством
муми-троллей. Словно самой природой вещей их приближение развеивает всё
мелочное и серое. Муми-тролли здесь - единая семья, носители
традиционных ценностей и идеалов домашнего очага. Они возвращаются
домой, и единственное существо, встречающее их - обретший внутреннее
освобождение хомса.
Хомса Тофт - единственный герой всего цикла, обладающий самым настоящим именем,
что автоматически ставит его в привилегированное положение. Он -
центральная фигура "Конца ноября" в том же смысле, в каком Муми-тролль
- центральная фигура всего цикла. В то же время, сохраняя единство
"...Ноября" с предшествовавшими повестями, хомса Тофт - своего рода
отражение Муми-тролля, комментарий к нему, как компания гостей -
комментарий к муми-семейству. Подобного рода единство носит системный
характер; персонажи дополняют друг друга своими особенностями. Так,
хотя в отличие от Муми-тролля Тофт интровертен, его история развивается
по подобию истории Муми-тролля. Хомса - де-факто самый младший из
гостей дома, хотя де-юре это неизвестно; как крошка Мю на острове,
Снусмумрик может быть младше Тофта - но предполагаемый возраст неважен,
значение имеет то, что изначально хомса, как и Муми-тролль, поставлен
на пороге взросления. Внутренние подвижки его сознания соответствуют
внешним Муми-тролля в предшествовавшей повести, и решение сюжета
"...Ноября" дополняет таковое "Папы и моря". Реформа внешнего мира
Муми-тролля комментируется реформой внутреннего у хомсы. Во внешнем
мире интроверт Тофт встречает семейство муми-троллей, кардинально
изменив к ним отношение. То же самое делает и экстраверт Муми-тролль -
в мире внутреннем.
Цикл смыкается в нерасторжимом логическом
единстве. Янссон, понимавшая это лучше кого-либо другого, более никогда
не вернулась к его героям. Она перешла к "взрослой" прозе, выпустив,
как я уже отметил, в следующем 1971-ом году сборник новелл "Умеющая
слушать", а затем и ряд других замечательных сборников.
Cказки Янссон - феномен отечественной
культуры никак не меньший, чем, скажем, сказки Ганса Христиана
Андерсона, или рассказы Рэя Брэдбери. В последнее время наблюдается
всплеск интереса к её творчеству. Издательство "Азбука" выпустило
замечательный сборник "Всё о муми-троллях", щедро украшенный авторскими
иллюстрациями и, увы, несвободный от изъянов корректуры; издательство
же "Амфора" издаёт в своих сериях "взрослые" произведения писательницы,
подавляющее большинство которых, если не все, издаются на русском языке
впервые. Есть надежда, что у нас со временем появится ПСС Янссон,
включая и "книжки в картинках" - дань её таланту иллюстратора. Как
"сказочную", так и "реалистическую" прозу Туве Янссон невозможно не
рекомендовать любому читателю в любом возрасте.
сентябрь 2003, г. Нижневартовск
© Макс Казанцев-Сибиряк.
Оригинал на сайте http://max-ks.nm.ru/MaKS-mumi.htm
|