Читать Читать:
"Летняя книга."


Сайт посвящённый творчеству Туве Янссон.
   Биография -  Критика -  Книги -  Графика -  Ссылки -  Гостевая -  Форум
   index ® критика ® Дарья КЛИНГ

       

ИЗ БЕЛЬЧОНКА ВЫРАСТУТ ДЕРЕВЬЯ

        Туве Янссон. Игрушечный дом: Повести и рассказы./ Пер. со швед. — СПб.: Амфора, 2002

        Сказки Туве Янссон (1914 — 2001) про муми-троллей знают все. Но только недавно в России стали издавать прозу финской писательницы (пишущей по-шведски) для взрослых.
        В книгу «Игрушечный дом» вошли три повести («Летняя книга», «Честный обман» и «Каменное поле») и шесть рассказов из сборника «Игрушечный шкаф».
        В сказках Янссон изображает отношение к миру ребенка, маленького фантастического зверька. В прозе для взрослых почти все герои — пожилые люди.
        Характерно то, что его герои находятся в довольно замкнутом пространстве, в келье самосозерцания: действие чаще всего разворачивается в маленькой деревне, в дачном поселке или на острове посреди моря. Эта проза не очень сюжетна: читаешь не ради развязки, а ради сотен мелочей, встречаемых по ходу.
        Старость называют возвращением в детство. Наверное, именно поэтому Туве Янссон делает главными действующими лицами «Летней книги» семидесятипятилетнюю бабушку и ее внучку-подростка. (Соединив эти два образа, можно представить себе самого автора.) Для Янссон умение трезво смотреть на мир — это умение говорить правду. Только маленькая девочка, обидевшись на бабушку, может написать ей в записке: «Я тебя ненавижу. С самыми теплыми пожеланиями, София». Это честно. И понятно, что ненавидит она ее только за то, что та не исполнила ее просьбу, а вообще она бабушку очень любит.
        «...Она уже достигла того возраста, когда можно говорить правду, хотя бы по мелочам», — говорится про бабушку, когда она хочет признаться старому другу, что не любит херес, который они с ним пьют с самой молодости при каждой встрече. Оказалось, он тоже терпеть не может этот напиток.
        Но все же честность у Туве Янссон — не умение говорить правду в лоб, а некая чуткость к людям. Для героини второй в книге повести («Честный обман») Катри Клинг честность — это логика, математика. Она не достигла счастья и сделала несчастными тех, кто ее окружал. И если честность — это чуткость, то фантазия — ее главный помощник. Поэтому Анна (героиня той же повести) рисует фантастических кроликов на своих реалистичных картинах. Поэтому бабушка все время придумывает всякие небылицы, чтобы приободрить или успокоить внучку.
        С темой старости неизменно связана тема смерти. Еще в сказке «Волшебная зима» Туве Янссон коснулась ее, когда Ледяная дева заморозила насмерть бельчонка:
        — Миленькая Туу-тикки, — взмолился Муми-тролль, — не говори все время, что он умер. Это так ужасно.
        — Раз умер, так уж умер, — примирительно сказала Туу-тикки. — Этот бельчонок мало-помалу превратится в прах. А потом, чуточку позднее, из него вырастут деревья, и на них будут прыгать новые бельчата. Разве это так уж печально?
        А в «Летней книге» бабушка «задумалась о том, что слово «умер» предпочитают не произносить вслух, трусливо заменяя его другими выражениями. Она никогда этого не понимала». Такая прямота тоже входит в понятие честности писательницы. «Очень обидно, что на эту тему нельзя нормально поговорить», — думает бабушка. А Янссон и заговорила об этом.
        В книге собраны ее повести и рассказы, написанные в возрасте семидесяти примерно лет...

Дарья КЛИНГ
        01.08.2002

Оригиналом располагает ресурс http://2002.novayagazeta.ru/nomer/2002/55n/n55n-s19.shtml
       
        Þ Версия для печати ( doc, в zip архиве). Скачать!

Ý наверх Ý

Ä Ä Ä